Я могу ошибаться, но Я не вру.

ЛУННО-СОЛНЕЧНЫЕ КАЛЕНДАРИ 

Зачем нужен лунный календарь

   

"Афинянам он присоветовал считать дни по лунным месяцам".

 

Диоген Лаэртский

"О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга 1. Солон" 

История лунных и лунно-солнечных календарей

Афанасий Кронов

 

Промежуток времени, спустя который фазы Луны снова повторяются в том же порядке, называется синодическим месяцем. Он равен 29,53 суток или 29 дней 12 часов 44 минуты 2,8 секунды. Следовательно соответственный синодическому месяцу календарный месяц может содержать 29 или 30 суток. Календарный лунный год состоит из 12 месяцев. Соответствующая ему продолжительность астрономического лунного года равна

12 x 29,53059 = 354,367 суток

Обычно принимают, что календарный лунный год состоит из 354 суток: из шести месяцев по 30 суток и из шести месяцев по 29 суток. А чтобы начало календарного месяца точнее совпадало с новолунием, месяцы в 29 и 30 суток чередуются друг с другом. Однако, продолжительность астрономического лунного года на 0,36706 суток длиннее календарного лунного года. Это означает, что ошибка за три года составит более суток (1,10118 суток). Следовательно, в четвертом от начала счета году новолуния будут запаздывать, и приходиться на вторые числа месяцев лунного календаря. Чтобы исправить ошибку через каждые три года на четвертый необходимо делать вставку в один день. Тогда год в 354 суток называют простым, а год в 355 суток – високосным. В течение истории человечества использовались лунные календари с  различным количеством лет в цикле.

Существует ряд лунных циклов, которые могут быть использованы в лунном календаре. Они с разной точностью отображают Лунный год:

- 2х летний цикл с одной вставкой в один день

- 3х летний цикл с одной вставкой в один день

- 8ми летний цикл с тремя вставками в один день (турецкий цикл)

- 30х летний цикл с одинадцатью вставками в один день (арабский цикл)

- 11ти летний цикл с четырьмя вставками в один день

- 19ти летний цикл с семью вставками в один день

Периоды обращения Луны вокруг Земли и вращение Луны вокруг своей оси совпадают и равны звездному сидерическому месяцу (27,321 суток), поэтому Луна повернута к Земле  всегда одной и той же стороной.

17 января 2013 года

Современные Лунные календари

Афанасий Кронов

В настоящее время лунные календари получили распространение главным образом в странах, где господствует мусульманская религия. Мусульманские лунные календари берут начало отсчета от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, которая носит название «хиджра» (то есть, переселение). Это произошло 16 июля 622 года. Так как 12 лунных месяцев составляют 354 дня, то все даты всех религиозных мусульманских праздников с каждым годом перемещаются относительно времен года. Цикл перемещения завершается через 33 лунных года и составляет 32 солнечных года. Так как лунный год короче солнечного, то один и тот же отрезок времени насчитывает меньше солнечных  лет, чем лунных. Например, в 1990 году прошло 1369 солнечных лет и 1411 лунных лет после даты хиджры. В лунном календаре мусульман с 30-летним циклом високосными годами являются 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и  29-й годы.

Причины распространения современного лунного календаря

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».

От Матфея Святое Благовествование 6:24

Как рассказывает Бируни, в далеком прошлом арабы занимались скотоводством и вели счет по лунному календарю. Поэтому их паломничество в Мекку в определенные месяцы лунного календаря было не связано с временем года. Но выгоднее было совершать паломничество в святое место и заодно продавать какие-либо товары в определенное время года, когда эти товары пользовались наибольшим спросом. «И вот они, - продолжает Бируни, научились у евреев соседствовавших с ними, добавлять к году месяцы, - а это было примерно за 200 лет до хиджры, и стали делать с месяцами нечто подобное тому, что делали евреи, то есть добавлять к месяцам избыток времени между их месяцем и годом по солнцу, когда этот избыток составит полный месяц». Вставку дополнительного месяца было принято называть «наси» (от «айам ан-наси» - добавочные дни. Вставка 13-го месяца была запрещена в 631 году основателем ислама Мухаммедом (570-632 г.г.).

«Поистине число месяцев у Аллаха двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю..  Вставка – только увеличение неверия; заблуждаются в этом те, которые не веруют; они разрешают это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем счетом, который запретил Аллах..» Коран, Сура 9, 36-37.

Таким образом Мухаммед гениально разделил служение Богу от служения Маммоне. Все религиозные праздники мусульмане празднуют по календарю, не связанному с временами года и следовательно с сезонными купеческими, торговыми и светскими мероприятиями. Светский календарь отсчитывается у них по лунной Хиджре. Как и все лунные календари, календари арабов связывают наступление календарного месяца с появлением на вечернем небе узкого серпа Луны. Для этого приходилось наблюдать появление на небе Луны после захода Солнца. Это означает, что ночь в сутках наступала перед наступлением дня. Недавно в некоторых странах Арабского Востока введен официальный счет часов в сутках, начиная с полуночи.

Хотелось бы сказать немного об организации дней недели  у арабов. Вот как звучат арабские названия дней недели:

Воскресенье – Йаум аль-ахад

Понедельник – Йаум аль-иснайн

Вторник – Йаум ас-саласа

Среда – Йаум аль-арба’а

Четверг – Йаум аль-хамис

Пятница – Йаум аль-джума’а

Суббота – Йаум ас-сабт

Пятница – «день соединения» - является священным днем мусульман. По странному совпадению в западных странах пятница – Friday – посвящена Богине любви Афродите, имя которой англичане взяли из Скандинавской мифологии, где оно звучит как Фрейа.

Год мусульманского календаря содержит 354 дня, что на 0,36706 суток короче продолжительности 12 синодических лунных месяцев. Поэтому, чтобы удержать появление серпа Луны у первого числа месяца, в последнем месяце года время от времени делается вставка 30-го дня.

В «турецком цикле», длиною 8 лет, такая вставка производится 3 раза на протяжении 8 лет, то есть 2ой, 5ый и 7ой годы будут високосными. Однако и после 8 лет остается немного лишнего времени на 0,0635 суток. Поэтому через 125 лет фазы Луны по отношению к датам календаря сдвигаются на один день назад. Чтобы избежать этого сдвига, необходимо через каждые 125 лунных лет один из високосных годов делать простым.

В «Арабском цикле» продолжительностью 30 лет насчитывают 11 високосных годов. Точность 30-летнего цикла очень высокая: ошибка длиною в сутки накапливается в нем за 3000 лет.

9 февраля 2013 года

Вавилонский лунно-солнечный календарь

Афанасий Кронов

Первенство в изобретении лунно-солнечного календаря принадлежит шумерам, народности, которая изобрела клинопись и города которой находились на месопотамской равнине между Тигром и Евфратом. Предполагается, что их календарь состоял из 12 лунных месяцев с возможной вставкой 13го месяца по по неизвестным нам правилам.

Несколько столетий спустя вся Месопотамия была покорена Вавилонским царством. Древневавилонский календарь состоял из 12 лунных месяцев, распределение дней в которых было 29 или 30, чтобы начало календарного месяца не расходилось с новолунием. Начало месяца приходилось на вечер, когда впервые послезахода Солнца на небе был виден новый серп Луны. Так как длина 12 лунных месяцев была меньше солнечного года, то приходилось осуществлять вставку 13го месяца, которая производилась после специального распоряжения властей. Такие распоряжения давались в соответствии с наблюдением вавилонских астрономов, которые для этого наблюдали положение Луны относительно Солнца и созвездий: «Если в первый день Нисану (Апрель) Луна находится в соединении с Плеядами, год простой; если на третий день Нисану Луна в соединении с Плеядами, год полный (13-месячный)».

Такими указами календарь в Вавилонском царстве регулировался вплоть до V века до н.э. С 600 года до н.э. в Вавилонском календаре использовалась октаэтерида со вставными месяцами во 2-й, 5-й, и 8-й годы. С конца IV века до н.э. календарь регулируется 19-летним циклом, открытие которого здесь связывается с именем астронома Киденаса (380 год до н.э.). При этом 1й день 1го Нисану удерживается вблизи весеннего равноденствия.

24 января 2013 года

Звездно-солнечный календарь древних египтян

Афанасий Кронов

Изобретение календарной системы египтян тесно связано с климатическими особенностями региона, в котором они жили. Дело в том, что в Египте практически не бывает дождей и единственная возможность получать урожай – это использовать естественную способность величайшей из рек мира – Нила -  разливаться каждый год и орошать землю водой и плодородным илом. Поэтому ежегодный разлив Нила был главным событием в жизни Египтян. В отличие от других рек разлив Нила начинается в середине июля и заканчивается в середине Ноября. На протяжении новых столетий египтяне создали сложную систему орошения, включавшую в себя водохранилища, каналы, плотины, дамбы и шлюзы. Все это необходимо было каждый год заблаговременно готовить к очередному разливу реки. Для предсказания очередного разлива Нила египтяне научились наблюдать звезды и создали свой календарь.

Египтяне заметили, что непосредственно перед разливом Нила после 70-суточного периода невидимости появляется ярчайшая звезда неба Сотис (Сириус). Сначала египтяне определили длину года в 360 дней. И в соответствии с этим они поделили окружность, как символ пояса небесной сферы на 360 градусов, чем мы пользуемся до настоящего времени. Для определения времени ночи пояс небесной сферы был поделен на 36 частей, для каждой из которых была найдена ярчайшая звезда, называемая «декан». Каждая из деканов обозначалась особым знаком и их было всего 36. Летом, когда наблюдается утренний восход Сотис, на протяжении ночи восходит всего 12 деканов. Это, по-видимому, и дало основание для разделения ночи на 12 частей. На столько же частей был разделен и день. Как полагают, благодаря этому возник обычай делить сутки на 24 часа. Год в те времена был поделен на 12 месяцев, в каждом из которых насчитывалось 30 дней. Календарь того времени можно назвать звездно - солнечным, так как длительность года отсчитывалась с использованием двух систем отсчета времени: от летнего появлению ярчайшей звезды неба Сотис и от первого дня первого месяца Солнечного календаря.

В дальнейшем египетские жрецы установили, что продолжительность Звездного года и Солнечного года близки к 365 дням, поэтому они начали дополнять свой календарь 5 днями, греческое название которых – эпагомены (т.е. те, что «над годом»).

Великий год

Древние египтяне определили промежуток времени между двумя появлениями звезды Сотис при ее гелиактическом восходе. Этот интервал времени египтяне называли год Сотис  (год Сириуса), продолжительность которого была 365,25 суток, так как календарный год был на ¼ суток короче, то египтяне наблюдали расхождение между началом календарного года и первым восходом Сотис. Расхождение с каждым годом увеличивалось, так как восход Сотис «опережал» начало календарного года. Однако через определенное время, пройдя через все времена года, гелиактический восход Сотис догонял начало года. Схождение гелиактического восхода и первого дня первого месяца получило название «апокатастаз» - «возвращение на прежнее место». Промежуток времени за который гелиактический восход возвращался к исходному положению был назван «Периодом Сотис» или «Великим годом». Его длительность составляла 1460 «годов Сотис» или 1461 календарный год. Его начало отмечали как праздник вечности.

9 февраля 2013 года

подолжение следует..

Контакты

115404 Москва,  ул. Бирюлевская 21-2-397,  Афанасию Кронову 

Создать бесплатный сайт с uCoz